Обзор новостей законодательства в строительной отрасли » 2013 год » Требования к банкам, выдающим банковские гарантии для участия в конкурсах и аукционах при заключении контрактов

В августе 2013 года Минэкономразвития для проведения оценки регулирующего воздействия и общественного обсуждения опубликован проект постановления Правительства Российской­ Федерации «Об утверждении требований к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок и требований к условиям договоров о ведении счетов, заключаемых оператором электронной площадки с банком» и проект распоряжен­ия Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня банков, в которых оператором­ электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок». Произвести анализ представленных проектов нормативно-правовых актов НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа» попросило одного из ведущих экспертов данной отрасли – руководителя отдела общего аудита группы компаний Фортис Луцкую Ларису Алексеевну:

Вступление в силу большинства положений принятого Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту Закон N 44-ФЗ) – с 01.01.14 года, но в полном объеме 44-ФЗ начнет действовать с 1 января 2017 г.

В настоящем материале речь пойдет о нововведениях Закона, в части установления требований к банкам, которые выдают банковские гарантии для участия в конкурсах и аукционах и при заключении контрактов, а также о проектах нормативных актов, устанавливающих требования к банкам, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок.

Для начала напомним, что требования и основные правила к обеспечениям представлены в Законе 44-ФЗ следующим образом-

 

Нормы и положения 44-ФЗ

Обеспечение заявки

Обеспечение исполнения контракта

Статья Закона, устанавливающая предоставление обеспечений

Ст.44,45

Ст.96,45

Кто устанавливает требование к обеспечению

Обязан Заказчик

Заказчик всегдаобязан установить требование, за исключением случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Способ обеспечения 
для конкурса или закрытого аукциона

для электронного аукциона

Денежные средства ИЛИ Здесь и далее: выданная банком на выбор участника закупки

Только денежные средства

Денежные средства ИЛИ банковская гарантия на выбор участника закупки

Дата, не позднее которой должны поступить обеспечения 
Для конкурса и закрытого аукциона

Для электронного аукциона

Дата рассмотрения и оценки заявок

Дата подачи заявок

До даты подписания контракта с заказчиком и в соответствии с условиями Документации о закупке или частью 1 статьи 37

На чей счет производится оплата обеспечения 
Для конкурса и закрытого аукциона

Для электронного аукциона

Денежные средства должны поступить от участника закупки на счет, указанный заказчиком в документации о закупке

Денежные средства должны поступить от участника закупки на лицевой счет участника закупок в банке оператора электронной площадки (ЭП),и далее по заявке участника закупок заблокированы в течение 1 часа Оператором ЭП

Денежные средства должны поступить от участника закупки на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику(например, счет, указанный в контракте на поставку)

Возврат обеспечения** 
Для конкурса и закрытого аукциона

Для электронного аукциона

В течение не более чем 5 рабочих дней возвращается на р-счет участника закупок

В течение не более чем 1 рабочего дня производится разблокировка средств Оператором ЭП на лицевом счета участника закупок

** Банковская гарантия не возвращается

В соответствии и в сроки согласно условиям контракта

Размер обеспечения

от 0,5% до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей, то 1% начальной (максимальной) цены контракта.
соответствии со статьями 28 — 30 Федерального закона 44-ФЗ и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация — не более 2%.

От 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50млн. рублей-от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и выше по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере 1,5 от обеспечения по извещению(ст37), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)

 

Возможность уменьшения внесенного обеспечения, размера и способа, а также его полной не уплаты(не предоставления)

Не предусмотрена

1.Возможно уменьшение в соответствии с договоренностью сторон в ходе исполнения контракта.
2.К государственным, муниципальным казенным учреждениям положения ст.96 не применяются

Случаи, когда обеспечения не возвращаются

- уклонение или отказ участника закупки от заключения контракта;
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом N 44-ФЗ, обеспечения исполнения контракта заказчику до заключения контракта;
- изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

В соответствии с условиями контракта

 

Как видно из представленной информации, законом 44-ФЗ допустимы два способа обеспечения заявок: внесение денежных средств или предоставление банковской гарантии.

При этом обеспечение заявок при проведении электронного аукциона может предоставляться только путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона 44-ФЗ).

В иных случаях и только если это будет предусмотрено конкурсной документацией, «..заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения».

Данный Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 45 Закона 44-ФЗ устанавливает основные требования к таким гарантиям, а именно вид обязательства, его сумму, сроки исполнения, обязанность гаранта и принципала, сроки действия; кроме того, на банке-эмитенте лежит обязанность уведомления обо всех изменениях в ранее выданные банковские гарантии.

К дате вступления в силу Закона 44-ФЗ должны быть разработаны и утверждены требования к форме банковской гарантии, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Обращаем внимание, что законом запрещено включать условие о предоставлении заказчиком гаранту судебных актов, которые подтверждают неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, законодатель четко определил требования и к банковским гарантиям, и к банкам, которые будут их выдавать.

В отличие от банковских гарантий Законом 44-ФЗ не урегулирован вопрос о требованиях к банкам-операторам- то есть к тем банкам, которые будут уполномочены проводить расчеты с оператором электронной площадки.

В связи с этим на сайте Минэкономразвития РФ www.economy.gov.ru опубликован проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок и требований к условиям договоров о ведении счетов, заключаемых оператором электронной площадки с банком».

Проект Постановления разработан в соответствии с частью10 ст.44 Закона 44-ФЗ.

Министерством предлагается установить три критерия для включения в реестр, а именно:

1. Признание финансовой устойчивости банка достаточной для участия в системе страхования вкладов и его участие в указанной системе.
2. Наличие у банка собственных средств(капитала) в размере не менее 35млрд.рублей(рассчитываемом по методике ЦБ РФ),
3. Отсутствие требования ЦБ РФ об осуществлении мер (неприменение мер) по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального Закона от 25.02.99г №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)кредитных организаций».

Очевидно, что критерии отбора, предлагаемые МЭР РФ для банка качестве банка-оператора намного требовательнее и жестче, чем критерии для банков-эмитентов банковских гарантий.

Так, для выдачи банковской гарантии законодатель установил всего два критерия -требования к банку-
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;

Для статуса банка-оператора по предложениям МЭР критерий наличия лицензии и стажа банка отсутствует.
Но при этом МЭР РФ предлагает обратиться к оценке финансовой устойчивости банка «для участия в системе страхования вкладов». Данная оценка предусмотрена Законом РФ №177-ФЗ от 23.12.03г «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» (далее по тексту Закон №177-ФЗ) и Указаниями ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов». В настоящее время данный закон и требования к оценке финансовой устойчивости банков «для участия в системе страхования вкладов» претерпели существенные изменения, которые вступят в силу с 01.01.14г.,и прежде внесли новое условие участия банка в системе страхования вкладов: банк должен соблюдать установленный Банком России порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления.

В связи с этим группа показателей, на основании которых производится оценка финансовой устойчивости банка, дополнена новым критерием — «прозрачность структуры собственности». При этом Банк России запрещает банку вступать в систему страхования вкладов, если учет и отчетность банка неоднократно в течение года признаются недостоверными, если банк в течение шести месяцев подряд не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России, если группа показателей оценки прозрачности структуры собственности банка или группа оценки качества управления оценивается как неудовлетворительная три месяца подряд, если банком не соблюдается установленный порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами его управления, три месяца подряд.

В результате финансовая устойчивость банка оценивается Банком России по группам показателей с определением по каждой из них обобщающего результата и признается Банком России достаточной при наличии результата «удовлетворительно» по всем группам показателей, и Банк России выдает Заключение о соответствии банка «для участия в системе страхования вкладов». После данных процедур Банк в случае положительного заключения включается в Реестр банков «для участия в системе страхования вкладов».

Безусловно, такое Заключение является подтверждением финансовой устойчивости банка, а значит существенно повышает степень доверия участников контрактной системы к таким банкам.

Вторым критерием Минэкономразвития РФ предложило установить наличие у банка собственных средств(капитала) в размере не менее 35млрд.рублей(рассчитываемом по методике ЦБ РФ).

Расчет собственных средств(капитала) производится в соответствии с Положением ЦБ РФ «О методике определения величины и оценке достаточности собственных средств(капитала) кредитных организаций» №395-П от 28.12.12г.

Также в настоящее время продолжает действовать методика определения величины собственных средств кредитных организаций, утвержденная Положением Банка России от 10.02.2003 N 215-П в части, не противоречащей Положению N 395-П.
По общему правилу величина собственных средств банка рассчитывается как сумма основного и дополнительного капиталов; структура основного капитала определяется как сумма источников базового и добавочного капиталов за вычетом определенных показателей.

Но в сравнении с требованием к банкам-эмитентам банковских гарантий(1млрд.руб.) требование к величине собственных оборотных средств в 35млрд.рублей существенно выше, и данный критерий мог бы быть менее жестким. Снижение критерия до 15млрд.рублей ориентировочно в 2 раза увеличит количество банков-операторов при проведении расчетов контрактной системы.

В то же время учитывая, что Положение N 395-П определяет оценку достаточности базового капитала, основного капитала и собственных средств банков, данные показатели отсутствуют в предлагаемых МЭР РФ критериях отбора банков.

Как следствие двух критериев, что вполне логично и соответствует требованиям законодательства в различных отборах(конкурсах)-третьим критерием является отсутствие факта банкротства банка, претендующего на функции банка-оператора.

Порядок и осуществление мер по предупреждению несостоятельности(банкротства) кредитных организаций регулирует Закон №40-ФЗ от 25.02.99г. «О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций».

Ст.4 Закона №40-ФЗ предусматривает случаи обязательных мер*** предупреждения банкротства, а именно когда кредитная организация:

не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 121-ФЗ)
нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов;

допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В этих выше перечисленных случаях ст.4 Закона №40-ФЗ Банк России вправе направить в кредитную организацию требование Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Таким образом, в первую очередь осуществление мер по предупреждению банкротства входит в обязанность самой кредитной организации, и именно она обязана информировать территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, о возникновении оснований и принимаемых мерах по предупреждению банкротства.

Кроме того, требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным частью второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

***Исключение — в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации меры по предупреждению банкротства для перечисленных случаев не применяются.

В связи с этим было бы целесообразным дополнить критерии МЭР РФ таким как-наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее 3-х лет.

В заключении отметим, что проектом Минэкономразвития РФ предусмотрено, что для соответствия критериям отбора банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, необходимо выполнение всех критериев в совокупности, что безусловно повысит степень надежности банка как участника организации системы платежей контрактной системы.

 

Поиск по сайту




Ассоциация строителей-отделочников Тюмени






















Российский союз строителей

© 2019 г. Союз строителей (работодателей) Тюменской области. При использовании информации с сайта ссылка на ssrto.ru обязательна
625000, Россия. Тюменская область, г.Тюмень, ул. Челюскинцев, д.3
тел/факс: +7 (3452) 44-40-95, 44-41-17
ssrto.ru

Сайт разработан на платформе ELport.CMS