Выставка-форум «Строительство и архитектура» прошла в Тюмени 19 – 21 марта 2025 года, собрав более двух десятков компаний в качестве экспонентов и приняв порядка 1700 заинтересованных гостей. В рамках деловой программы состоялось шесть практических секций, где участники обсудили актуальные для строительного комплекса вопросы. Одной из важнейших тем стала подготовка и удержание квалифицированных кадров в отрасли.
В первый день работы форума прошла открытая стратегическая сессия «Трансформация системы подготовки кадров для сферы градостроительства», в которой приняли участие представители органов власти, общественных организаций и профессиональных объединений, учреждений образования, застройщики, архитекторы и проектировщики, студенты профильных вузов и ссузов СМИ.
.jpg)
Андрей Кошель, Виктор Рейн, Андрей Никитин, Олег Бузников

Открывая мероприятие, президент Союза строителей Тюменской области Андрей Никитин обратил внимание на то, что в зале находятся представители молодого поколения, выбравшие для себя профессию строителя. Главное сейчас не разочароваться в выборе, получить качественное образование и пополнить ряды созидателей. А приглашенные на сессию эксперты расскажут о перспективах обучающихся строительным профессиям сегодня и в будущем.
Нужна мгновенная реакция на запросы рынка
Первым перед заинтересованной аудиторией выступил начальник отдела трудоустройства, специальных программ и профориентации управления по предоставлению государственных услуг населению Департамента труда и занятости населения Тюменской области Антон Шевелев, рассказав об управлении рынком труда в строительной отрасли.
.jpg)
Перед молодежной аудиторией выступает Антон Шевелев
Антон Шевелев обратил особое внимание на целевое обучение кадров по заявкам работодателей, преимущества которого сложно переоценить: преимущества абитуриенту-целевику при поступлении в вуз; дополнительные преференции и меры социальной поддержки; обеспеченность местом прохождения практики; гарантированное трудоустройство после окончания вуза.
В данном случае должна быть заинтересованность предприятия в тех или иных кадрах, тесное взаимодействие работодателя с учреждениями образования и Департамента труда и занятости населения Тюменской области, который мониторит потребность строительных кадров на рынке.
Тему поддержал столичный гость: заместитель исполнительного директора Российского Союза строителей Андрей Кошель выступил с позиции работодателя. Он отметил, что сейчас рынок труда стал рынком квалифицированных работников. Не так проблематично их найти, сколько удержать. И это проблема не только Союза строителей (работодателей). Минстрой РФ начинает спрашивать со всех участников процесса подготовки кадров для отрасли: должен постоянно вестись мониторинг рынка труда, нужна мгновенная реакция на запросы рынка.
Выполнение стоящих перед отраслью амбициозных целей и задач требует от системы подготовки квалифицированных кадров, глубокой интеграции в реальный сектор экономики и обеспечения технологического суверенитета страны.
Как сказал Андрей Кошель, в настоящее время в Правительстве РФ проходит согласование План мероприятий (дорожная карта) по реализации Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года, в подготовке которой Российский Союз строителей принимал непосредственное участие.
План мероприятий до 2035 года предусматривает:
- проведение ежегодного мониторинга потребности в трудовых ресурсах в разрезе специальностей;
- определение перечня новых профессий и разработка соответствующих профессиональных стандартов с учетом цифровой трансформации отрасли;
- разработка новых федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), с учетом необходимости освоения обучающимися технологий, обеспечивающих рост производительности труда, в т.ч. механизации, автоматизации, роботизации производственных процессов;
- разработка и актуализация образовательных программ, относящихся к отрасли строительства, в т.ч. на иностранных языках;
- создание специальных условий для приема в строительные вузы лиц, имеющих рабочие строительные профессии и опыт работы не менее трех лет;
- увеличение числа отраслевых корпоративных кафедр в строительных вузах;
- повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения профильных образовательных учреждений;
- развитие движения студенческих отрядов и целый ряд профориентационных мероприятий направленных на популяризацию профессий строительной отрасли.
Исходя из дальнейших выступлений руководители учреждений образования Тюменской области, выпускающих кадры для строительной отрасли, План мероприятий по реализации Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года у нас выполняется.
Взаимодействие с индустриальными партнерами налажено
В ходе сессии об особенностях и новинках своих учебных программ рассказали руководители учреждений образования. В частности, директор Строительного института Тюменского индустриального университета Александр Набоков рассказал о высшем строительном образовании в нашем регионе.
.jpg)
Александр Набоков рассказал о высшем строительном образовании в регионе
На сегодня в вузе обучается 3,5 тысячи студентов строительных специальностей, 600 из которых станут выпускниками 2025 года и пополнят рынок труда. Возможно, кто-то из них продолжит образование, поступив в аспирантуру.
В настоящее время в вузе продолжает действовать болонская система образования, предусматривающая прохождение нескольких ступеней на пути получения специальности инженера-строителя: бакалавриат и магистратура. У студентов на «втором витке» обучения появляется больше возможностей стать в будущем хорошим руководителем производства.
В Строительном институте действует программа «Специалитет», в рамках которой можно получить теоретические и практические знания строительства уникальных (высотных и большепролетных) зданий и сооружений.
Александр Набоков остановился на непрерывной системе довузовского и высшего образования, которая действует в вузе при активном участии индустриальных партнеров. Две базовые кафедры – ПАО «Газпром нефть» и АО «Мостострой-11» – позволяют готовить профильных специалистов: в магистратуре с 2015 года реализуется программа ПГС на объектах нефтедобычи, а с 2018 года - Управление проектами строительства мостов и путепроводов на автомобильных дорогах. Кроме того, на базовой кафедре АО «Мостострой-11» в 2020 году стартовала программа «Цифровое строительство» (магистратура), а в 2022 году – «Объекты транспортной инфраструктуры» (бакалавриат).
Что касается получения в вузе рабочей профессии, чтобы «почувствовать стройку изнутри», то это можно сделать через движение студенческих отрядов. Как рассказал Александр Набоков, летом 2024 года в ТИУ было сформировано десять ССО в составе 192 человек. В подготовительный период 88 из них прошли обучение, получив базовые профессии: бетонщик, штукатур, стропальщик, сварщик, арматурщик. Основными работодателями для ССО стали такие организации, как ПАО «Газпром», ГК «Росатом», Строительное управление НПС «Мостострой-11» и ООО «Завод ЖБИ-3». Также отряды трудились на ремонте объектов ТИУ. Студенты и практику прошли, и денег заработали.
Взаимодействие с бизнесом и властью в ТИУ в полном порядке. Непосредственно студенты Строительного института регулярно посещают с экскурсиями предприятия стройиндустрии и строительные площадки индустриальных партнеров, проходят практику в строительных организациях, даже выполняют проекты и различные задания по предложению предприятий.
Вуз совместно с партнерами занимается разработкой образовательных программ, по заказу предприятий разрабатывает и реализует программы дополнительного профессионального образования. Работники предприятий проводят учебные занятия со студентами, рассказывая о новых технологиях и материалах. Работает система трудоустройства.
Архитекторы нужны не только городу
Выступая перед аудиторией, директор Института архитектуры и дизайна ТИУ Олег Порошин обратил на то, что профессия «архитектор» – немассовая. Перед тем, как абитуриентам выйти на общеобразовательные экзамены, они проходят творческие испытания – выполняют задания по рисунку и композиции. И выпускается архитекторов из стен вуза в разы меньше, чем строителей – по 50 человек в год.
.jpg)
Олег Порошин – об архитектурном образовании в Тюменской области
Тем не менее, здесь действует система непрерывного образования – со школьной скамьи до выхода готовых архитекторов на рынок труда. Выпускники Центра архитектурной подготовки – потенциальные студенты вуза. В 2006 году в строительном вузе к кафедре архитектуры и градостроительства была добавлена кафедра дизайна архитектурной среды, а Институт архитектуры и дизайна создан в 2012 году. Развитие системы архитектурного образования в Тюменской области продолжается.
В ходе круглого стола справедливо было замечено, что без практики невозможно стать профессионалом выбранного дела. Поэтому, важной частью учебного плана являются практические занятия в лабораториях, на производстве, на строительной площадке.
Что касается студентов архитектурной специальности, то у них особые виды практики: обмерная практика (памятники архитектуры); пленэрная практика (зарисовки с натуры); исследовательско-аналитическая практика; проектно-технологическая практика и, наконец, производственная.
Олег Порошин рассказал еще об одной особенности обучения «штучных специалистов» – это семестровая мобильность. Наш вуз обменивается студентами с другими архитектурными вузами, чтобы был обмен положительным опытом.
Совместно с депутатом Тюменской областной Думы Виктором Рейном студенты-архитекторы выполняют в ходе учебного процесса реальные задания – аналитическую работу и разработку проектов реновации для Тюменского муниципального района, в том числе – в рамках развития туристического кластера региона.
Проблема в другом: студенты-архитекторы после 3-го курса устраиваются работать в коммерческие структуры Тюмени, и после окончания вуза никто не стремится в сельскую местность. Кто поедет, скажем, в Голышманово работать на постоянной основе?
Олег Бузников, член правления Тюменского отделения Союза архитекторов России, обратил внимание на профессиональные кадры для администраций муниципальных образований: главных архитекторов замещают непрофильные специалисты, в лучшем случае – выпускники ПГС. Не могут даже объемы посчитать, чтобы составить техническое задание для подрядчиков. По мнению архитектора, нужно отправлять в сельскую местность студентов на практику, а выпускников – на работу. Нужно дать «пощупать» специальность архитектора на селе.
Виктор Рейн озабочен оттоком населения из сельских районов в целом. Чтобы молодежь оставалась на селе, нужна качественная среда. Для этого разработана программа обустройства сельских территорий (ОСТ) по стране. Виктор Рейн считает, что если молодой архитектор пройдет практику в родном селе, спроектирует и построит свой дом, то он почувствует свою значимость и останется там жить и работать. «Но, к сожалению, пока нет желающих. Должно быть распределение, целевое направление специалистов в сельскую местность. При опросе студентов были получены данные, что 70% из них важен уровень благоустройства и заработной платы, а также наличие своего жилья», - заметил депутат. По его мнению, нужно студентам больше доверять – давать проектировать проекты по реальным заказам.
.jpg)
Андрей Никитин, Виктор Рейн, Елена Кутельмах, Андрей Кошель и молодое поколение созидателей
Современному строительному рынку нужен универсальный специалист
В ходе сессии опытом подготовки универсального специалиста «под запрос рынка» поделилась заместитель директора по учебно-производственной работе Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства Анна Пиджакова.
Главный на сегодня вопрос: как сделать, чтобы выпускники профильных вузов и ссузов оставались работать в строительной отрасли? Представитель системы СПО считает, что нужен новый подход к подготовке кадров, новые технологии в сфере образования, чтобы у студентов появилась заинтересованность в получаемой профессии.
«У работодателей есть запрос на универсального специалиста. Это связано, в том числе – с сезонностью строительных работ и разнообразием рабочих профессий», - отметила Анна Пиджакова и рассказала о внедрении практической подготовки кадров в новом формате.
Речь идет о технологии «Горизонтальное бесшовное обучение». Модель специалиста «нового формата» включает: владение тремя и более квалификациями; сформированные «мягкие компетенции»; активная жизненная позиция; способность к саморазвитию и самореализации. Можно сказать, что это универсальный специалист – «от проекта до ключа», который может меняться под текущие обстоятельства и всегда быть востребованным на рынке.
По словам, Анны Пиджаковой, современный студент готов обучаться, осваивая дополнительные профессии, понимая, что всегда найдет работу, обладая навыками каменщика, штукатура, сварщика или бетонщика. «Мы в рамках одного уровня образования предлагаем обучающемуся расширить свои профессиональные возможности. Действуем с учетом потребностей рынка труда и возможностей техникуму», - уточнила Анна Пиджакова.
Реализуется проект «Универсальный специалист для строительной отрасти и ЖКХ» поэтапно. После формирования набора компетенций выпускника техникума предстоит актуализация образовательных программ, расчет производственных мощностей и организация мобильных пространств. Конечно, изменение в программах ведет за собой необходимость повышения квалификации педагогов, а также развитие у обучающихся «мягких компетенций» через профессиональное воспитание. Работы много и она ведется в техникуме.
Как рассказала Анна Пиджакова, на территории Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства введен в эксплуатацию полигон площадью 600 кв.м, на котором начали отрабатывать ряд технологий. Принцип такой, что одновременно на одном рабочем месте можно нарабатывать профессиональные навыки по нескольким рабочим специальностям: например, каменщика, штукатура, маляра, бетонщика, плиточника… В результате получается элемент готовой стены или пола «под ключ». За горизонтальным бесшовным обучением в системе СПО – будущее, считают в нашем строительном техникуме.
.jpg)
Анна Пиджакова
Профессии строителя нужно готовить со школьной скамьи
О роли регионального Центра опережающей профессиональной подготовки в закрытии кадровой потребности работодателей участникам сессии рассказала руководитель ЦОПП Ирина Иванова. Она назвала ЦОПП агрегатором образовательных ресурсов региона и пояснила почему.
Центр работает в нескольких направлениях, реализуя ряд проектов и содействуя занятости населения. Занимается популяризацией рабочих профессий, наставничества на производстве. Реализует проект «Первая профессия школьника», поддерживает конкурсные движения «Абилимпикс», «Профессионалы», «Дельфийские игры».
В рамках профориентации школьников ЦОПП реализует ряд мероприятий, в числе которых «Ярмарка мастеров», «Билет в будущее», Фестиваль рабочих профессий, профильные смены и пр. В этом году профориентационный фестиваль «Маяк» пройдет в мае на Площади 400-летия Тюмени. Ирина Иванова пригласила всех присутствующих в зале принять участие в этом фестивале.
Стоит обратить особое внимание на программу «Первая профессия школьника», когда учащиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций могут, пройдя обучение, получить свидетельство о профессии рабочего или служащего. «В 2019 – 2024 годы первую профессию получили 32 тысячи школьников, план 2025 года – обучение 7000 человек, - сообщила Ирина Иванова. – Важно, чтобы у ребят еще в школе была возможность попробовать себя в каком-то деле и понять, что его, а что не его. Тогда будет меньше спонтанных решений в выборе вуза и последующих разочарований». Это касается и строительной сферы.
ЦОПП содействует трудоустройству выпускников вузов и ссузов, обеспечивает практикой на производствах и строительных площадках индустриальных партнеров центра. Ведется подготовка и переподготовка наставников: в 2024 году подготовлено 80 таких специалистов, создается Совет наставников.
В рамках федеральной программы «Профессионалитет» ЦОПП проводит демонстрационный экзамен: участниками демонстрационного экзамена по образовательным программам СПО с 2017 по 2024 год стали 37 739 человек; в 2024 году было 9 612 участников, в 2025 году ожидается более 12 тысяч человек, проведут 547 экзаменов.
Проводится огромная полезная работа. Ирина Иванова пригласила к сотрудничеству всех заинтересованных в подготовке востребованных кадров для рынка труда, включая сферу градостроительства.
.jpg)
Ирина Иванова
Работодатель – «мостик» между учреждениями образования и рынком труда
Опытом профориентационной работы поделилась заместитель гендиректора по кадрам и социальной политике АО «Тюменская домостроительная компания» Анастасия Кулакова.
В октябре минувшего года коллектив ТДСК отметил 60-летие со дня образования своей компании. Силами ТДСК в Тюмени построено немало жилых кварталов. Там ценят труд квалифицированных рабочих кадров и инженерных работников, заботятся о здоровье и благополучии тех, чьими силами создаются целые микрорайоны.
В частности, на территории ТДСК работает ФОК «Домостроитель», где можно заниматься спортом в обеденное и вечернее время, поддерживая в здоровом теле здоровый дух строителей. Есть медико-санитарная часть, где можно пройти медицинское обследование, работает дневной стационар. Проводятся обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Следят на предприятии и за тем, чтобы работники были сыты: на территории ТДСК работает заводская столовая, кафетерий, закусочная завода. Этот «социальный набор», несомненно, способствует сохранению кадров на предприятии.
На ТДСК трудится более 2250 человек, среди которых люди разных возрастов – есть кого учить уму-разуму, и есть кому это делать, развивая институт наставничества. Например, в 2024 году 13 работников предприятия прошли обучение по программе «Наставник на производстве».
Сотрудники с высшим образованием составляют 30%, среднее профессиональное образование имеют 25% списочного состава, 23% – это квалифицированные рабочие (стропальщики, сварщики, монтажники и пр.). У всех есть возможность совершенствоваться как профессионально, так и личностно.
ТДСК тесно взаимодействует с «поставщиками» строительных кадров – профильными вузами и ссузами, поддерживает идею ознакомления ребят с профессией строителя со школьной скамьи и раньше. В плане работы по профессиональной ориентации молодежи на ТДСК ежегодно проводится по 30 экскурсий. Каждый год принимают по 250 практикантов: 100 человек – из учреждений высшего образования и СПО, 150 – из учебных центров. Интересно то, что 25 человек из числа практикантов после выпуска из вуза или ссуза трудоустраиваются на ТДСК на постоянной основе. Что касается детей, то летом на территории базы и объектах благоустройства работают «Отряды мэра». АО «ТДСК» является куратором инженерно-технических классов общеобразовательных школ Тюмени № 67 и № 56. Проводятся тематические мастер-классы и занятия.
«Роль работодателя трансформировалась – мы выступаем «мостиком» между учреждениями образования и рынком труда. Начинаем работать с детьми наших сотрудников с раннего возраста. Среди самых маленьких – воспитанников детских садов и младших школьников – проводится конкурс рисунков «Мои родители – строители». На нашем предприятии работают 16 трудовых династий. Есть династия, общий стаж работы которой на ДСК – более 250 лет», - заключила Анастасия Кулакова. Коллектив ТДСК верит в молодежь и в свое будущее.

Анастасия Кулакова
Развитие строительной отрасли – инвестиции в будущее страны
На тему повышения престижа профессии строителя выступил перед аудиторией заказчик проекта ЖК «Домашний» ГК «Страна Девелопмент» Николай Яковлев.
Представитель федерального застройщика заявил, что задержки в строительстве сегодня случаются как раз из-за проблем с кадрами. По словам Николая Яковлева, на наших стройках хромает качество управления процессами: без должного контроля и грамотного планирования компания может сорвать сроки ввода объекта в эксплуатацию.
В том, что выпускников вузов, приняв на работу, компаниям приходится «доучивать» на местах, нет ничего нового – так было во все времена: ИТР учат «управлять стройкой» непосредственно на строительных площадках – практикой, но это небыстрый процесс. «Из-за нехватки грамотных инженерно-технических работников компании иногда вынуждены повышать в должности молодых специалистов на один-два уровня, что приводит к недостаточной компетенции на рабочих местах», - заметил Николай Яковлев. Еще одной причиной срыва срока ввода он назвал банальный дефицит рабочих рук, возникший в последние годы из-за оттока иностранной рабочей силы.
«Любые изменения во внешней политике влияют на строительный рынок», - заключил эксперт. Значит, нужно воспитывать свои рабочие кадры и ИТР, поднимая престиж профессии строителя. Стратегии здесь едины для всех – это качественное образование (современные программы), профориентация (экскурсии и мастер-классы), сотрудничество (стажировки и практики), улучшение условий труда.
«Почему даже при повышении зарплаты кадры не задерживаются на стройке? Вероятно, приоритеты у нынешнего поколения строителей другие. И, действительно, нужно начинать работу с молодежью со школьной скамьи. Где сегодня фильмы и песни о рабочем классе? Остались в прошлом. Значит, нужно старшему поколению помочь молодым понять, что такое стройка. Если молодой специалист отработает в компании два-три года – остается в отрасли навсегда», - поделился наблюдениями Николай Яковлев.
Представитель застройщика отметил, что в настоящее время работодатель уделяет много внимания условиям труда работника. То, что было в начале 2000-х и сейчас – небо и земля. Для привлечения специалистов в строительную отрасль нужно продолжить совместную работу органов власти, учреждений образования и бизнеса. «Строительная отрасль – это инвестиции в будущее страны», - резюмировал Николай Яковлев.
.jpg)
Николай Яковлев
Нужно больше встреч с ветеранами стройки
О возможностях познать профессию изнутри еще в студенческие годы рассказала командир Областного студенческого отряда Александра Кисеева.
Как отметила Александра, все, о чем говорили представители старшего поколения, можно делать через ССО. В Тюменской области действует закон о поддержке студенческих отрядов. В ССО и специализированных отрядах можно получить отличную практику, да еще и заработать от 50 тыс. руб. за месяц уже после первого курса обучения в вузе или ссузе. Для работодателей ССО действует льготное налогообложение, работая через РСО, ребята не теряют социальные выплаты. В общем, созданы все условия, чтобы студенты записывались в строительные отряды, но это не происходит столь массово, как было у предыдущих поколений.
«Нет духа советских ССО, но есть все перспективы профессионального роста и становления будущего инженера как руководителя. К сожалению, ребята не понимают своей выгоды. Хотя есть случаи, когда участники ССО, поработав летом на объектах застройщика, после выпуска из вуза приходили работать в ту же компанию на постоянной основе и оставались там навсегда. Нам нужно больше встреч с ветеранами стройки», - заключила командир областного студенческого отряда.

Александра Кисеева
В зале было много студентов профильных вузов и ссузов, которые внимательно слушали все, что рассказывали представители образовательных учреждений, профессиональных объединений, общественных организаций, Департамента труда и занятости населения Тюменской области, областного парламента. Организаторы круглого стола сделали все, чтобы донести до молодого поколения преимущества профессий строителя, архитектора, проектировщика. Президент Союза строителей Тюменской области Андрей Никитин поблагодарил преподавателей и наставников за умение передать знания и опыт молодежи.
Что касается встреч с ветеранами стройотрядовского движения, то одна из них состоялась на следующий день на площадке форума-выставки. Диалог поколений продолжился. Читайте об этом в материале на сайте KVobzor.ru.
Подробнее об этом – в публикациях на сайте KVobzor.ru.
На сессии побывала Светлана Ахмеднабиева
Фото автора