В настоящее время руководство НОСТРОЯ ведет переговоры с Минстроем РФ о возможности пересмотра цены контрактов, заключенных подрядчиками в рамках 44-ФЗ и 221-ФЗ ранее, но реализовывать которые предстоит во второй половине 2020 г., в 2021 г.
Позиция Нацобъединения такова: цены контрактов необходимо пересмотреть в сторону увеличения, поскольку из-за резкого скачка курсов мировых валют многие производства и поставщики материалов уже заявили о повышении цен на 8-10% с апреля текущего года. Спровоцированное этим повышением увеличение себестоимости строительства способно свести к нулю прибыль подрядчиков и в ряде случаев привести к банкротству компаний.
Не случайно в следующем году предлагается усилить и расширить работу и Российского Союза строителей по совершенствованию системы ценообразования в строительстве соответствующим систематическим отслеживанием цен, последовательным переходом на ресурсный метод и отказом от метода базисно-индексного (с его запутанным и мало отражающим реальность набором повышающих коэффициентов).
Как показала практика, без должного заинтересованного участия профессионального сообщества, строительное ценообразование с завидным постоянством «сбивается с правильного пути». Вот и недавно сформированная сметно-нормативная база-2020, как выяснилось, опять не решила старой проблемы оплаты труда, заниженной в сметных нормах: расценки были увеличены. Но при этом трудоемкость процессов по непонятным причинам снизилась. В результате новые сметные нормы вновь не отражают фактических затрат строителей на проведение тех или иных видов работ. Ценообразование не входит в круг обязанностей Российского Союза строителей и НОСТРОЙ и от этой работы следует отказаться, отдав ее на полный откуп Минстроя, как предлагают некоторые наши коллеги. Но нам надо понять: без нашего активного участия в мониторинге, в формировании сметной базы, подрядчики так и не смогут обосновать адекватные начальные цены контрактов. Это касается и крупных и мелких объектов.