Новости

15.01.2020
Законодательные нововведения в 2020 году для проектировщиков и изыскателей

Министерством экономического развития Российской Федерации внесены изменения в 315-ФЗ от 16 февраля 2008г. «О саморегулируемых организациях».

Внесенные изменения предполагают корректировку понятия «саморегулирование». Под «саморегулированием» понимается «Самостоятельная инициативная деятельность по регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности субъектов, объединённых в саморегулируемые организации». Содержанием такой деятельности является «стандартизация по средствам разработки и принятия стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности».

Законопроектом также предписывается четкое разделение компетенций внутри системы СРО – между саморегулируемыми организациями, их национальными объединениями и государственным регулятором (им определено Минэкономразвития РФ). Среди прочего, предусмотрено закрепление за нацобъединениями права разработки упомянутых национальных стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности; по замыслу инициаторов законопроекта, участие государства в этой схеме не потребуется.

СРО будет предоставлено право обеспечения дополнительной имущественной ответственности перед потребителем. Законопроект допускает возможность реорганизации СРО, но только одним способом – посредством присоединения в порядке, предусмотренном последней редакцией федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно разработанному Минэкономразвития РФ проекта, результаты деятельности СРО могут быть признаны федеральным или региональным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор в конкретной сфере. Применительно к строительным СРО это подразумевает, что результаты их надзорной деятельности могут быть признаны инспекцией Госстройнадзора субъектов РФ.

Далее, законопроект предполагает утверждение общего Положения о национальных объединениях саморегулируемых организаций. Данным документом национальные объединения СРО, среди прочего, будут уполномочены на выработку, подтверждение и отстаивание консолидированной позиции профессионального сообщества по ключевым вопросам перед органами государственной власти.

Планируется сделать членство саморегулируемых организаций в национальных объединениях добровольным. В то же время статус стандартов профессиональной деятельности, разрабатываемых нацобъединениями, должен быть повышен – до обязательного для всех членов всех заинтересованных СРО соответствующего профиля (вне зависимости от того, состоит СРО в национальном объединении или нет). Также запланировано расширить круг вопросов, определяющих предмет и условия профессиональной деятельности и подлежащих регламентации в упомянутых стандартах, установить конкретные требования к результату этой деятельности.

Законопроект сохраняет в круге задач нацобъединений ведение национальных реестров специалистов, которые к настоящему времени достигли внушительных размеров: так в национальный реестр специалистов в сфере проектирования и инженерных изысканий сегодня входят сведения о более чем 310 тысячах работников.

В настоящее время описанный выше законопроект проходит обсуждение в федеральных органах исполнительной власти. Минэкономразвития планирует внести его в Госдуму РФ на весенней сессии 2020 года.

Министерство строительства РФ со своей стороны готовит к весенней сессии ряд изменений в Градостроительный кодекс. Указанными изменениями предлагается сделать требования профессиональных стандартов основополагающими при включении информации о работниках в Национальный реестр специалистов. Проект нового нововведения во многом стал результатом инициативы профессионального сообщества. Основополагающими сегодня требованиями Национального реестра являются стаж и образование работника.

Требования к стажу и образованию не исчезнут вовсе, но как бы отойдут на второй план, а на первом окажутся, на основании упомянутого проекта изменений Градостроительного кодекса РФ, требования профессиональных стандартов, соответствие которых будет проверяться по средствам проведения независимой оценки квалификаций. Планируется, что данное требование станет обязательным не только для специалистов, вновь включаемых в Национальный реестр, но и для всех, кто был включен в него ранее. Для проведения независимой оценки и подтверждения соответствия квалификации профстандартам всем работникам, ранее включенным в НРС, будет предоставлен переходный период.

На этом фоне актуальнее становится вопрос развития сети центров оценки квалификаций (ЦОК), который на сегодня остается во многом непроработанным.

Из-за этого созданный при Союзе строителей Тюменской области в мае 2019 года комитет по созданию системы профессиональных квалификаций в строительной отрасли вынужден был приостановить свою работу.

Сейчас идут дискуссии о том, в какой форме организовать работу ЦОК. Один вариант – сделать филиальную сеть ЦОК с центром в Москве и Санкт-Петербурге. Другой вариант – отдать создание ЦОК регионам. Третий – организовать систему ЦОК с опорой на региональные профильные СРО. В последнем случае при СРО потребуется создать отдельное юридическое лицо, которое возьмет на себя исполнение функций ЦОК, получить соответствующую лицензию, провести аттестацию и т.д.

Главное определиться с финансированием данной деятельности. Не стоит ждать от ЦОКов самоокупаемости. Это не бизнес-проект, у него другие цели. В данном случае финансирование могли бы взять на себя саморегулируемые организации, объединившись по укрупненному территориальному признаку и создав ЦОКи в Тюмени, Екатеринбурге, Челябинске и т.д.

Еще один законопроект Министерства строительства РФ внесен на обсуждение в Правительство и предусматривающий внесение поправок в Градостроительный кодекс, содержит новое требование к компаниям, для которых членство в СРО для прямой договорной работы с заказчиком не обязательно непременно иметь в своем штате человека, включенного в Национальный реестр специалистов. Кроме того, данным законопроектом предлагается дополнить список нарушений, за которые саморегулируемая организация может быть исключена из Единого государственного реестра: в случае принятия законопроекта исключить СРО из реестра могут за неуплату вступительного взноса и иных денежных отчислений на нужды Национального объединения. Также предлагается установить предельный срок, в течение которого СРО обязаны разместить средства компенсационных фондов на специальных счетах  в уполномоченных банках: 10 дней.

Еще одно планируемое новшество – внесение изменений в ряд статей Градостроительного кодекса, благодаря которым будет устранена правовая неопределенность в требованиях к техническому заказчику в связи с его членством в СРО. Будут прописаны условия качества, требования при проведении проверок технических заказчиков саморегулируемыми организациями, требования к взносам в компенсационные фонды, вносимые компаниями – техническими заказчиками. И договоры на оказание услуг технического заказчика станут учитывать наравне с договорами на осуществление инженерно-геологических изысканий и проектирования - с соответствующими корректировками размеров взносов в компенсационные фонды.

С принятием упомянутых поправок Минстроя РФ технический заказчик со всеми функциями будет введен в правовое поле, а его наличие в составе проектно-технологического цикла станет обязательным, вне зависимости от того, хочется этого кому-то или не хочется.

В целях защиты интересов юридических лиц, добровольно покинувших  ряды саморегулируемых организаций, изменениями части 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса  предлагается установить, что ИП и юридическое лицо не могут быть вновь приняты в члены СРО  в течение 1 года после исключения только в одном случае: если исключение произошло не добровольно, а по причине нарушения тех или иных требований законодательства, технических регламентов, стандартов на процессы выполнения работ. Иными словами, по новым правилам будет так: если компания по свое инициативе ушла из конкретной СРО, она вправе при необходимости сразу же вступить в другую СРО. Компании же, допустившей нарушения и исключенной решением дисциплинарной комиссии, в течение года будет запрещено вступать в СРО.

При этом и в случае принудительного исключения, и в случае добровольного ухода взнос в компенсационный фонд не возвращается; здесь никаких законодательных новшеств нет, и при новом вступлении взнос опять нужно платить в полном объеме.

Разработанными Минстроем РФ поправками в законодательство предполагается расширить перечень документов, при предъявлении которых иностранный гражданин получает право на внесение в Национальный реестр специалистов (сейчас документ только один: разрешение на работу).

Так же планируется дополнить перечень случаев, при которых специалист исключается из НРС. Исключать будут, когда в предоставленных специалистом документах окажутся недостоверные сведения, а также при поступлении в Национальное объединение сведений о судимости физического лица за совершение умышленных преступлений, либо, в целом, сведений о непогашенной судимости. Кроме того, поправками устанавливается 7-летний обязательный срок хранения Национальным объединением дел членов СРО, сведения о которых исключены из единого реестра. Это намного удобнее ранее установленного законом об архивном деле бессрочного хранения.

Еще одна продвигаемая законодательная новинка позволит избавить СРО, работающие по упрощенной схеме налогообложения, от необходимости собирать со своих членов дополнительные средства на уплату налога с дохода, полученного от инвестирования компенсационных фондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств (Налог позволят уплачивать из средств компенсационных фондов).

Вместо действующего единого реестра членов СРО в случае принятия законодательных поправок Минстроя РФ в Градостроительный кодекс РФ будет введен Единый федеральный реестр членов саморегулируемых организаций, который будет дополнительно включать в себя, помимо набора информации «старого» реестра, сведения об обязательствах по договорам подряда, заключенных с использованием конкурентных способов. Каждого члена СРО обяжут размещать информацию о таких договорах и о подписании актов приемки в Едином реестре не позднее чем через три дня с момента заключения договора (подписания акта). При этом Национальное объединение от ведения реестра будет освобождено, данным делом займется специализированный оператор, назначенный отдельным подзаконным актом.

Следующий законопроект, рассматриваемый ныне в федеральных органах власти, касается введения обязательного саморегулирования в сфере негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Этот законопроект Госдума на сегодняшний день приняла в первом чтении. Он предполагает усиление контроля за органами негосударственной экспертизы, упорядочение ее процедур. Аттестацию физических лиц, имеющих право подготовки экспертных заключений сохранят и право проводить ее, как прежде, останется за Минстроем РФ. Минимальный срок работы в экспертизе для специалистов установят на уровне 7 лет, минимальная необходимая численность экспертов в организации составит 5 человек. Наказание эксперта в форме лишения аттестата на определенный срок без права переаттестации предусмотрено законопроектом как для тех случаев, когда он выдал положительное заключение по проектной документации, разработанной с нарушением, так и для тех, когда наоборот качественный проект, подготовленный с соблюдением всех нормативных  требований, по его вине остался без положительного заключения.

В каждом СРО должно будет состоять как минимум 25 юридических лиц, специализирующихся на негосударственной экспертизе.

Отдельного Национального объединения для СРО в сфере негосударственной экспертизы создавать не станут. Соответствующие саморегулируемые организации войдут в НОПРИЗ, такое вступление станет для них обязательным. Для плавной адаптации института негосударственной экспертизы в законодательстве предусмотрен переходный период.

 

 

Президент Союза строителей Тюменской области  И.А. Спиридонов



Поиск по сайту




Ассоциация строителей-отделочников Тюмени






















Российский союз строителей

© 2019 г. Союз строителей (работодателей) Тюменской области. При использовании информации с сайта ссылка на ssrto.ru обязательна
625000, Россия. Тюменская область, г.Тюмень, ул. Челюскинцев, д.3
тел/факс: +7 (3452) 44-40-95, 44-41-17
ssrto.ru

Сайт разработан на платформе ELport.CMS